Главный онколог Диляра Кайдарова: мы должны сделать прорыв, чтобы пациенты поверили нам

Главный онколог Диляра Кайдарова: мы должны сделать прорыв, чтобы пациенты поверили нам

Проблема заболевания раком в мире по сей день является актуальной. Ежегодно в Казахстане регистрируется свыше 30 тыс онкобольных, на учёте состоят более 170 тыс человек. Несмотря на это, положительные тенденции все же есть – в стране снижена смертность от этой страшной болезни, а казахстанские врачи сегодня не уступают лучшим зарубежным специалистам, передаёт BNews.kz

Директор КазНИИ онкологии и радиологии, главный онколог МЗ РК Диляра Кайдарова в интервью BNews.kz рассказала о последних достижениях в онкологической службе Казахстана, инновационных технологиях в медицине, как новый комплексный план по борьбе с онкозаболеваниями на 2018-2022 годы улучшит ситуацию и почему сегодня уже не нужно уезжать за рубеж, чтобы получить высококвалифицированную помощь.

— Диляра Радиковна, какова на сегодня в стране ситуация с онкозаболеваемостью?

— Сегодня в Казахстане на учёте состоит 171 тыс онкологических пациентов. В 2017 году было небольшое снижение заболеваемости, это временная тенденция. Во всём мире идёт рост онкологических заболеваний и Казахстан, естественно, не является исключением. В прошлом году было выявлено 35 тыс человек, в этом году мы предполагаем, что выявлено первичных онкобольных около 36 тыс. Если говорить о детской онкологии, то ежегодно заболевают 600-700 человек, но у детей такого роста нет, потому что детские онкологические заболевания имеют свои особенности. Идёт снижение смертности от онкозаболеваний. Например, 7 лет назад умирало 24 тыс человек, то сейчас уже менее 15 тыс пациентов. Вылеченные больные благополучно живут, и продолжительность их жизни увеличивается. Так, индикатор пятилетней выживаемости у нас увеличен до 50%. Каждый второй онкобольной теперь живет пять лет и более. Это уже хороший показатель.

— Какие регионы лидируют по заболеванию?

— По регионам у нас первую тройку занимает Павлодарская область, Северо-Казахстанская область, Восточно-Казахстанская область, также в пятёрку вошли Астана и Алматы. В других регионах, например в Мангистау увеличилась заболеваемость. Первое место занимает рак молочной железы и рак лёгкого. Смертность от рака лёгкого у нас на первом месте. Кроме того, растёт количество заболевших раком молодых людей от 35 лет.

— Чем это вызвано?

— В первую очередь, влияют, конечно, экология, стрессы, питание. Сейчас большое внимание уделяется питанию. Всё, что мы едим, — это ГМО, напитки непонятные, продукты с пестицидами, химикатами. К сожалению, это у нас проблема. Нужно урегулировать питание.

— Часто ли люди обращаются на поздней стадии заболевания?

— Чаще с поздней стадией приходят люди, которые проживают в сёлах… Говорят, что им некогда ходить к врачам. Нужно менять менталитет наших людей, чтобы они заботились о здоровье, любили себя. Пока городские жители более активны, меньше боятся врачей.

— В июне был принят Комплексный план по борьбе с онкозаболеваниями на 2018-2022 годы. Как он поможет изменить ситуацию в стране?

— Одной из первоочерёдных задач глава государства Нурсултан Назарбаев ставит первоклассное здравоохранение и здоровую нацию. В числе других задач в развитии отечественной медицины Президент отметил необходимость принятия комплексного плана по борьбе с онкологическими заболеваниями, создание научного онкоцентра. Должны быть обеспечены высокоэффективные ранняя диагностика и лечение рака на основе передового международного опыта.

Конечно, основная цель Комплексного плана направлена на профилактику и раннюю диагностику, что позволит предотвратить заболевание и, во-вторых, при выявлении болезни на ранней стадии излечить её на 100%. Во всём мире первая и вторая стадии полностью излечиваются и люди живут полноценной жизнью. У нас, к сожалению, раньше 60% приходили с 3-4 стадией со всеми формами онкологической патологии. Сейчас этот процент снижается и составляет около 40%, По визуальным локализациям 3-4 стадии относятся к запущенным случаям, в настоящее время этот показатель -13-15%,  но всё равно этого не достаточно. Перед нами стоит задача: снизить визуальную запущенность до 7%.

Кроме того, запланировано проведение различных мероприятий, в том числе информационных, для молодёжи, детей, мам. В школах во всех регионах даже у нас будут проводиться уроки по профилактике рака, по правильному питанию, по предотвращению заболеваний вирусами.

— Сколько средств было выделено на реализацию нового Комплексного плана ?

— Всего было выделено 35 млрд тенге. Самые большие затраты предусмотрены на расширение доступности медицинских услуг по лучевой терапии, диагностических обследований КТ, ПЭТ диагностика, молекулярно-генетическое тестирование, предусмотрен закуп лучевых аппаратов.

Заложены деньги на обучение врачей. В рамках ГЧП выделены средства по установке во всех регионах, которые в этом нуждаются, компьютерных томографов, магнитно-резонансных томографов, ПЭТ-диагностика – это позитронно-эмиссионный томограф, который позволяет в кратчайший период выявить у пациента наличие опухоли до 2 мм. Сейчас два аппарата имеются в Астане, один появится в Алматы. Я думаю, что в 2019-2022 годах мы поставим его в 8 регионах. Он позволит пациентам быстро и четко проводить обследования. В некоторых регионах необходим УЗИ-аппараты высокого класса: цифровые маммографы, рентген и аппараты для проведения гастрофиброскопиии для колоноскопии. Оборудование будет закупаться в рамках проектов ГЧП. Установка всего оборудования запланирована на 2019-2022 годы.

— Какие ещё мероприятия по ранней диагностике рака запланированы на эти годы?

— По ранней диагностике мы изменили скрининги. Теперь в Казахстане осталось три скрининга, потому что от других во всем мире уже отказались. По рекомендации экспертов ВОЗ, мы оставили только три скрининга: на рак шейки матки, рак молочной железы и колоректальный рак. Это те скрининги, которые доказали свою эффективность. Теперь женщины от 30 до 70 лет могут прийти в любой момент в поликлинику, сдать мазок на онкоцитологию. Например, в 30 лет женщина может прийти и сдать бесплатно анализы, если всё в порядке, то через 4 года процедуру можно повторить. Это считается достаточным периодом, за который рак не должен развиться.

То же самое при молочной железе. В последнее время выросла выявляемость при раке груди. ВОЗ рекомендовал брать группу с 50 лет, но мы взяли опыт Японии, Кореи, где рак тоже стал часто встречаться у молодых женщин, поэтому с 40 лет проводим маммографию. По колоректальному раку мужчины и женщины от 50 до 70 лет должны проходить обследование каждые два года.

— Само лечение для онкобольных бесплатное?

— Лечение онкологических пациентов входит в гарантированный объём бесплатной медицинской помощи. Госпитализации осуществляются через информационный портал «Бюро госпитализации» по направлению, согласно выбора пациента. Это хирургическое лечение, лучевая терапия и химиопрепараты. Например, на химиопрепараты на следующий год дополнительно выделяется около 4 млрд тенге. Парк лучевых аппаратов во всем Казахстане устарел. Сейчас разрабатываются проекты ГЧП на 10 аппаратов. В пяти регионах у нас уже есть такие аппараты, которые оказывают высокотехнологическую помощь. Это Астана, Алматы, Актобе, Караганда и Семей.

Кроме того, в рамках Плана запланировано новое оборудование на проведение гистологического исследования, выделены средства на телеконсультации и внедрение системы телепатологии. Сейчас мы подписали со многими клиниками договоры на проведение Tumor-board через Интернет когда учёные из разных стран собираются, мы рассказываем о случае, который сами затрудняемся вылечить, и просим их дать консультацию. На прошлой неделе мы проводили такие онлайн-консультации с американцами, австралийцами, японцами.

— А какие сегодня инновационные технологии в онкослужбе уже внедрены в Казахстане?

— Это аппараты для интероперационной лучевой терапии, когда во время операции проводится облучение и после этого пациента облучать уже не нужно. Мы также заложили эти аппараты на закуп. Есть аппараты гипертермии, когда проводится химия и облучение за счёт нагревания опухоли. Это тоже новый метод. Конфокальный микроскоп, который позволяет в течение 15 минут показать на компьютере состояние опухоли без разреза. Несколько современных лучевых аппаратов, которые позволяют лечить рак головного мозга точечно одним лучом. Бывает мелкоточечный рак, который невозможно лечить. Всё это тоже заложено в Онкопрограмме.

Самое главное, сегодня в Казахстане проводится генетическая диагностика, на которую мы заложили бюджет в трёх центрах. Благодаря этому, можно определить мутации генов. Если у пациента бабушка или дедушка болели раком, значит у него есть предрасположенность. Человек может прийти и сдать анализы. Мы определим, возникнет у человека рак или нет. Поле этого он сам должен проводить профилактику от этого заболевания. Как, например, сделала Анджелина Джоли, которая удалила груди. Пока это проводится платно, около 25 тыс тенге, но один раз сделать и узнать стоит.

— Планируется ли проводить операции, которые сегодня делают за рубежом, но пока нет у нас?

— В рамках комплексного плана по онкогематологии мы заложили финансирование на создание лаборатории по пересадке костного мозга, потому что существует проблема. Из-за этого и дети уезжают за границу, и взрослые. Нам выделили финансирование и на следующий год в Алматы на базе института мы хотим открыть лабораторию, которая будет соответствовать всем мировым параметрам. Наши специалисты уже прошли обучение в Италии. Я думаю, что на следующий год мы эту работу проделаем. Не нужно будет уезжать за рубеж, операции по пересадке костного мозга можно будет проводить здесь. Они будут проводиться абсолютно бесплатны. Потенциал у нас есть. Сейчас подготавливаем пять резидентов по онкогематологии. Зарубежные специалисты высоко оценивают наших врачей.

Также в рамках плана будет создан Национальный научный онкологический центр в Астане и предполагается строительство центра протонной терапии. Сейчас по всему миру их 57. Если мы его построим, то будем пионерами в этой области. Даже в Турции этого ещё нет, так как это очень дорого.

— И все же уровень доверия населения к казахстанским специалистам-онкологам растёт?

— Сейчас наплыв за рубеж стал меньше, потому что многие уже убедились в том, что в Казахстане не хуже, чем там. Мы внедряем все современные методы достаточно хорошо и, думаю, в течение двух-трёх лет мы должны сделать прорыв в онкологической службе, чтобы пациенты поверили нам. Ведь уезжают из-за того, что не верят нашим специалистам. А затем звонят мне лично и сообщают: «Надо же, в Германии, Корее, Японии все в шоке. Говорят, у вас же всё достаточно хорошо». После этого многие возвращаются и получают лечение здесь и гораздо дешевле. Сейчас нами заключены договора с Американской ассоциацией онкогинекологов, с итальянской клиникой, испанской клиникой в Мадриде. Они обучают наших специалистов, читают лекции. Поэтому наши врачи стали более уверенными и опытными. Кроме того, в последнее время у нас медицинский туризм вырос. Более 300 пациентов приезжают к нам на лечение из России, Киргизии, Узбекистана, Азербайджана.

— Какие направления онкологии ещё нуждаются в специалистах?

— Конечно, пока у нас есть пробелы. Например, в торакальной хирургии. Сейчас мы занимаемся обучением торакальных хирургов, приглашаем зарубежных специалистов. Весь мир переходит на лапароскопические операции. Наши специалисты выезжали обучаться в Японию, Корею, во Францию. Можно сказать, что сейчас мы можем гордиться нашей службой. Прошедшие обучение специалисты выезжают в регионы, где проводят мастер-классы на местах. Многие специалисты уже проводят миниинвазивные операции, Например, в Павлодарской области, в Алматинском онокцентре, в Астане. У каждого региона, конечно, есть определённые пробелы, сейчас они планомерно решаются.

Источник: bnews.kz