Самый агрессивный рак

Самый агрессивный рак

Рак головы и шеи – наиболее быстро развивающийся вид злокачественных образований. Но именно его легче всего обнаружить на ранних стадиях, даже не прибегая к дорогостоящему оборудованию, а при своевременной терапии вылечить в 80–90 процентах случаев. Так отчего же пациенты с этим видом опухолей приходят к онкологам на самой запущенной стадии болезни?

 

Ежегодно в Казахстане более 2 000 человек заболевает раком головы и шеи.

У такого вида заболевания есть несколько наиболее распространенных локализаций. Это ротовая полость, носоглотка, губы, язык – те органы, на которых в первую очередь сам человек может обнаружить какие-то изменения.

Бывает, конечно, что новообразования возникают и в гортаноглотке, и в носоглотке, но это больше уже относится к внутренним локализациям.

– За последние годы мы видим некоторый рост заболеваемости, – говорит директор КазНИИОиР Диляра КАЙДАРОВА, – возможно, оттого, что повысилась их выявляемость. Наблюдается и некоторое снижение запущенных стадий болезни за последние 4 года. Это благодаря повышенному вниманию онкологов к таким видам заболеваний.

Тенденции к раннему обнаружению проявляются, например, при раке щитовидной железы. И это уже некоторое продвижение.

Если раньше мы проводили свои акции бесплатных повсеместных осмотров в двух городах страны, то позже расширили географию до четырех. И сейчас в нашем поле зрения уже шесть городов Казахстана. Это Алматы, Астана, Семей, Шымкент, Актобе и Караганда. В Астане теперь открыто целое отделение опухолей головы и шеи. Есть обученные специалисты. И пациентам столицы уже нет надобности приезжать в Алматы, чтобы пройти лечение.

Ежегодно мы обучаем более 600 врачей. Это такие специализации, как ЛОР-врачи, стоматологи, которые должны обнаруживать первые признаки этого заболевания.

Совсем недавно я сама столкнулась с проблемой, что стоматологи, к моему большому сожалению, действительно не проявляют никакой онконастороженности. Особенно частные.

Посещаю их и наблюдаю, что, кроме зубов, они мало что осматривают в ротовой полости своих пациентов. Поэтому хотелось бы привлечь наших стоматологов к активному участию в программах по выявлению у их пациентов таких локализаций рака, как рото- и носоглотка.

Ведь они сейчас ставят зубные импланты уже повсеместно, и никто этот процесс пока жестко не контролирует.

Факторы риска

– Основные факторы риска при опухолях головы и шеи достаточно известны, – говорит заместитель директора КазНИИОиР по научной работе Даурен АДИЛЬБАЙ, – это длительное курение и алкоголь.

Особенность такого сочетания в том, что, если человек курит в процессе принятия алкоголя, то риск возникновения злокачественной опухоли возрастает в десятки раз.
Потому что алкоголь раздражает слизистую полости рта и языка и создает такие условия, что канцероген из табака легко проникает вглубь слизистой и способен вызывать там рак. То есть сочетание употребления алкоголя с курением – наиболее плохой вариант для любого человека.

Сейчас все большим фактором риска становится еще вирус папилломы человека. Его все знают, как наиболее вероятную причину возникновения рака шейки матки, но пока мало освещается его причастность к возникновению опухолей головы и шеи, а именно ротоглотки и корня языка. В отделении нашего института уже закончены исследования, которые показали, что около 20–30 процентов всех опухолей головы и шеи в области полости рта и ротоглотки ассоциированы с вирусом папилломы человека. Это достаточно высокий показатель.

Мы выяснили также, что подобные виды рака от курения и алкоголя больше распространены среди людей в возрасте за 50–60 лет. А новообразования, связанные с вирусом папилломы человека, наблюдаются среди более молодого контингента в возрасте от 30 до 50 лет.

Среди людей, которые в большинстве своем не курят и не пьют.

– При этом мы знаем, – продолжает Адильбай, – что все они доступны для внешнего осмотра и не требуют каких-то дорогостоящих обследований. Просто надо внимательнее самим наблюдать за своей ротовой полостью.

– Вот привозят к нам пациента с раком языка, – рассказывает директор КазНИИОР, – и спрашиваем его: “Вы что, не видели, что у вас язвочка там образовалась?” Говорит: “Видел. Но к доктору не пошел”. А чего же ждал, непонятно. И случаев, когда доходит вплоть до удаления языка у таких пациентов, очень много. А это уже калечащие операции.

То же самое касается и слюнной железы. Вот прямо висит она у человека снаружи, но вовремя к врачам он не обращается.

И в результате все доходит до четвертой стадии болезни, когда лечение – только химия, лучевая терапия и хирургическое вмешательство…

АЛМАТЫ