Об онкопомощи во время пандемии коронавируса рассказала газете «Литер» директор департамента стратегического развития и международного сотрудничества КазНИИ онкологии и радиологии МЗ РК Оксана Шатковская.

Об онкопомощи во время пандемии коронавируса рассказала газете «Литер» директор департамента стратегического развития и международного сотрудничества КазНИИ онкологии и радиологии МЗ РК Оксана Шатковская.

Об онкопомощи во время пандемии коронавируса рассказала газете «Литер» директор департамента стратегического развития и международного сотрудничества КазНИИ онкологии и радиологии МЗ РК Оксана Шатковская.

— Оксана Владимировна, пандемия коронавируса не могла не внести свои коррективы в оказание помощи онкопациентам. Что советует Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) для онкобольных в связи с коронавирусной угрозой?

— Пандемия внесла свои коррективы в работу лечебных учреждений не только нашей страны, но всего мира. Мы, онкологи, понимаем, что рак не уходит на карантин. К сожалению, люди страдают не только коронавирусной инфекцией. Не уходят другие болезни, онкологические в этом числе. Мы прикладываем все усилия, чтобы продолжать свою работу по основному профилю на прежнем уровне. Конечно, в связи с изменением порядка свободного передвижения людей и введением режима карантина или самоизоляции многие международные онкологические сообщества, столкнувшиеся в своих странах с пандемией, сейчас активно публикуют рекомендации по изменениям в лечении онкобольных на этот период. Мы изучаем и многое из рекомендаций коллег берем на вооружение.

— Начнем с того, какие онкопациенты больше всего уязвимы и попадают в группу риска по тяжелому течению COVID-19?

— В группе риска: пациенты старше 65 лет и пациенты с сопутствующими хроническими заболеваниями сердечно-легочной системы и пациенты, получающие химиотерапию. Далее в группе риска — пациенты с ожирением и пациенты, получающие иммуносупрессивную терапию и с декомпенсированными состояниями, например, сахарный диабет.

Особенно высокому риску подвержены пациенты с немелкоклеточным раком легкого в возрасте старше 60 лет. Для всех перечисленных групп риск заражения велик, как тяжелое течение, а это связано с особенностями их организма, в частности иммунной системы.

— Мы можем утверждать, что не только тем, кто находится в группе риска, но всем онпациентам, как никогда необходимо строгое соблюдение самоизоляции?

— Совершенно верно. Самоизоляция, оставаться дома, избегать скоплений людей и соблюдать рекомендации своего лечащего врача онколога. И, кстати, одна из важных рекомендаций ВОЗ это уменьшить число посещений онкостационаров. Поэтому пациенты подразделены на три категории.

В первой категории те пациенты, которые нуждаются в немедленном начале лечения онкозаболевания или же те, кому надо продолжить лекарственное лечение. Поскольку риски прогрессирования или смерти от онкозаболевания выше риска инфицирования SARS-CoV-2. Во вторую категорию попали пациенты, которым можно отложить начало терапии (например, пациенты, уже получившие несколько линий паллиативной химиотерапии по поводу прогрессирования онкопроцесса и не имеющие симптомов заболевания).

И, в третьей, пациенты, находящиеся под наблюдением без признаков болезни или прогрессирования. Этим больным можно отменить визиты в ближайшие 2-3 месяца или провести их удаленно.

Мы внедрили деление на категории пациентов и придерживаемся ими в настоящее время при их лечении. К посещению стационаров во время пандемии допускаются только пациенты первой группы. Во всех остальных случаях рекомендовано онлайн консультирование или по телефону. Все консультации и подготовка к госпитализации проводятся удаленно с использованием видео- и телеконференц связи. В КазНИИОиР придерживается строгого разделения потоков пациентов между поликлиническим и стационарным отделениями. Для амбулаторных пациентов, наблюдающихся в поликлинике, доктора могут все диагностические процедуры перенести на более поздний срок, чтобы контролировать эффективность терапии, конечно, в случае отсутствия явных признаков прогрессирования или ургентных ситуаций.

— Оксана Владимировна, значит, институт онкологии не прекращал свою операционную деятельность? Как в сложившейся ситуации оказывается помощь онкопациентам в стационарах?

— А как иначе?! Есть ситуации, которые мы по возможности стараемся оставлять неизменными. И хирургическая работа одна из них. Стационары продолжают оказывать помощь онкобольным в плановом режиме. С целью своевременной диагностики коронавирусной инфекции при планировании госпитализаций и поступлении больных в онкостационар тщательно выясняются жалобы и анамнестические данные для выявления возможных контактов с больными/инфицированными SARS-CoV-2. Целесообразно минимизируем время
пребывания больных в стационаре, но, конечно, в тех случаях, когда это возможно и за счет проведения химиотерапии в режиме стационара одного дня.

Перед госпитализацией в онкостационар, по примеру многих стран, таких как США, Саудовская Аравия, Корея, Китай, — мы проводим все обследования. В КазНИИОиР пациенты госпитализируются с отрицательным ПЦР-тестом на SARS-CoV-2. Это позволяет исключить госпитализацию в клинику уже зараженных больных.

Эти же рекомендации о необходимости наличия ПЦР-анализа на SARS-CoV-2 должны соблюдаются при госпитализации онкопациентов и в регионах.

Больным, которым, к примеру, планируется очередной курс лечения, рекомендуем предварительно сдать анализ крови амбулаторно, а потом проконсультироваться по телефону с лечащим врачом для оценки показателей крови и возможности проведения очередного курса и выяснения отсутствия или наличия симптомов коронавирусной инфекции. При наличии в анализе крови цитопении, не позволяющей провести запланированный курс химиотерапии, больному рекомендуем выполнение повторного анализа, переносим госпитализации на одну неделю.

В стационарах приняли необходимые меры, безусловно, предприняли. Всем пациентам предоставляются средства индивидуальной защиты (одноразовые медицинские маски) на время пребывания в стационаре. Для стационарных больных соблюдается по мере возможностей одноместное пребывание в палате или разделение палаты загородками для создания полуприватной зоны. Введены ограничения на перемещения пациентов, находящихся в стационаре, между отделениями и запрещен выход из здания.

С первого дня карантина мы перешли на строгий противоэпидемиологический режим. Ограничены посещения родственников к пациентам, находящимся в стационаре. Ограничен допуск сопровождающих пациентов.

Усилиями администрации КазНИИОиР весь медицинский персонал обеспечен медицинскими масками, защитными очками, одноразовыми печатками, дезинфицирующими средствами.

— Не изменился механизм госпитализации и консультаций онкопациентов?

— Госпитализация онкопациентов проводится, как и раньше через портал «Бюро госпитализации», с обязательным проведением предварительной консультации с врачом по телефону или с помощью онлайн платформ. Сейчас обязательно выяснять анамнеза возможных контактов пациента с заболевшими SARS-CoV-2 и проведение всех исследований на до госпитальном этапе, с обследованием на коронавирус.

— В таком случае как пациенты могут получить консультацию онлайн? Какие есть для этого инструменты?

— Все пациенты могут получить консультацию онлайн, активно работает сайт КазНИИОиР, функционирует телефон горячей линии 8( 727) 349-61-16, можно так же обратиться за консультацией на электронную почту niioir.gospital@mail.ru, функционируют странички КазНИИОиР в социальных сетях (https://www.facebook.com/KazIORonco/), для связи с онкологическими организациями регионов проводятся еженедельно телеконсультации в режиме видеоконференций. Огромную роль сейчас играют телемедицинские технологии, с помощью которых мы каждый день на связи с региональными коллегами, помогаем им решать сложные случаи. Работают дистанционные патоморфологические консультации.

— Как изменилась работа врачей и медперсонала в данной ситуации? Какие меры предосторожности предпринимаются в институте, чтобы не заболели врачи инфекцией?

— Несмотря на напряженную обстановку, жизнь, даже научная деятельность продолжается. Наш институт принял участие в уникальном событии: XI Съезд онкологов и радиологов стран СНГ и Евразии. Он, кстати, прошел в полном объеме, в формате телеконференцсвязи. Мы обсудили интереснейшие темы, в том числе — онкокардиологию, онкопсихологию, медицинскую реабилитацию. Говорили об образовании и обмене опытом между нашими странами. Церемония открытия собрала руководителей онкослужб всех стран — участниц СНГ. Более 10 000 человек в онлайн-режиме приняли участие в качестве докладчиков и слушателей.

Врачи-онкологи и весь медперсонал не только профессионалы своего дела, но и люди, не побоюсь громкого слова, с большой буквы, которые всегда на посту и готовы принять любой вызов времени. Да, медицинские работники всегда в режиме ожидания и всегда готовы к борьбе и мобилизации. Но насколько они самоотверженны и верны своему делу, показала нынешняя ситуация. Онкологи вообще относятся к самым дисциплинированным. В институте медперсонал работает с максимальным соблюдением противоэпидемических мероприятий. Благодаря руководству КазНИИОиР достаточное обеспечение СИЗ, сотрудники периодически проходят бесплатное обследование на наличие SARS-CoV-2 один раз в 7 дней, для своевременного выявления и лечения заболевания. Иногородние сотрудники института обеспечены проживанием в общежитии на период карантина в Алматы. Я желаю всем держаться! И хочу в который раз поблагодарить за труд и поддержку всех неравнодушных людей: врачей, медицинских сестер, благотворителей, ординаторов, дежурящих на «горячей линии» без отрыва от основной работы, наших коллег-онкологов в регионах.

Спасибо за благотворительную помощь общественным организациям: ОФ «Вместе против рака», ОФ «Амила», движение «Я Алматинец», Фонд «Дегдар» и Фонд Серика Тульбасова и наших волонтеров. С начала карантина оказана благотворительная помощь в виде средств защиты (маски, респираторные маски, защитные костюмы, перчатки), средств дезинфекции, продуктов питания. Только объединившись, мы сможем противостоять невзгодам! Будьте здоровы. Берегите себя и своих близких.

Мира Мустафина,

Фото предоставлено пресс-службой КазНИИОиР, Алматы-Нур-Султан